Мне предстояла
командировка в Тольятти на ПО «Азот». Этот завод, а также аммиакопровод
Тольятти-Одесса были построены в конце 70-х при изрядном финансировании Арманда
Хаммера. Тех, кто не знает или забыл, кто такой Хаммер, отсылаю к Википедии,
поскольку личность уникальная с интереснейшей биографией.
Из Киева в
Тольятти можно было добраться только через Москву. Я взяла билеты на
самолёт Москва – Тольятти из Домодедова
и на поезд Киев-Москва. Все поезда из Киева в Москву, а их было несколько,
отбывали вечером и прибывали в столицу утром. Очень удобно – приехал на вокзал,
завалился спать- и утром уже на месте. Самым комфортным был №1, шёл быстрее
других, с меньшим количеством остановок и прибывал к 9-ти утра. Но я посчитала,
что у меня почти не будет запаса времени на поездку до Домодедова и выбрала
тот, что по расписанию прибывал где-то на час раньше. Ночью я проснулась и
поняла, что поезд стоит и кажется уже давно. Отодвинула серенькую занавеску. За
окном качался тусклый фонарь, падал снег (почему-то мне выпадали в основном
зимние поездки). Где же мы и который
час? Поезд номер один прибывает на третий путь – нарушило тишину радио на
перроне. Как номер один? Это скорее всего Брянск, но первый должен быть на час
позже нас! Поезд номер один отбывает с
третьего пути – это через пять минут. Опаздываем! Я могу не успеть на самолёт!
Решив, что спать всё равно надо, я заснула. В Москву мы прибыли с 2-х часовым
опозданием, так что торопиться было бесполезно.
В Домодедово я
сдала билет на уже улетевший самолёт и взяла на следующий рейс. Вместо того,
чтобы прилететь в Тольятти часам к пяти я должна была приземлиться в первом
часу ночи, как раз к окончанию работы городского транспорта. А из аэропорта
Курумоч, который был построен между Тольятти и Куйбышевым, до города ещё 45 километров.
Потому и билеты на этот рейс были в продаже. Мне повезло. Рядом со мной в
самолёте уселась роскошная блондинка в не менее роскошной каракулевой шубе. Я
искренне восхитилась, чем снискала расположение весьма разговорчивой дамы. Она
оказалась женой полковника из Тольятти и проблем с попаданием в тёплые объятия
мужа у неё не было – её встречали. И она обещала подвезти и меня.
Водитель газика
остановился возле ряда 9-ти этажек и махнул рукой- твой адрес где-то там. (для
детей: «газик» - это военный джип). Вокруг домов намело высокие сугробы, но
тропинки были расчищены и адрес я нашла легко. Но дальше… Дело в том, что ехала
я не в гостиницу, а в комнату для приезжих на ПО «Азот». Это была одна
трёхкомнатная квартира в обычном жилом доме, в которую поселяли
командировочных. Но ключи мне следовало взять в квартире №7, то есть вломиться
среди ночи к спящим людям и требовать ключи. Но не в сугробе же спать. Дверь
открыл заспанный мужик в одних трусах, не слушая моих извинений выдал ключ. Квартира
15, женская комната справа – сказал он и захлопнул дверь. Я вошла, в коридоре тускло
горела лампочка, так что я тихонько отворила дверь правой комнаты. Три кровати,
две заняты, на третьей стопка белья, одеяло. Рыжая голова поднялась над
подушкой: осторожно, на подоконнике моя коса. На подоконнике лежал деревянный
футляр цилиндрической формы. Мало того, что она косу на ночь снимает и в чехол
прячет, так ещё и предупреждает – подумала я. Зачем мне может её коса
понадобиться? Представив себя с рыжей косой, я развеселилась и совсем расхотела
спать. Пойду-ка я в душ, квартира современная, ванна должна быть. Ванна была, но
в выданном мне белье не оказалось полотенца. Так что я вытиралась двумя
носовыми платками, так как это был ещё 20-й век и платки были тканевые, а не
бумажка в пакетике.
Только я начала
засыпать, как в коридоре раздался страшный шум, распахнулась дверь. На пороге
стояло человек восемь здоровых мужиков. В чем дело? = закричали мы в три
голоса. Шум, ругань из которой стало ясно, что в квартиру вселили ещё 8 человек,
а в «мужской» комнате уже все три кровати заняты. Есть ещё общая комната
посередине, но в ней маленький диванчик, ковёр и телевизор. Ну и кухня. В
общем, все они улеглись на ковёр, а мы заперли дверь и заснули.
Со
всеми этими ночными приключениями я проспала заводскую развозку. Если точнее,
то я даже не знала, что она есть и нужно было ехать в 7 утра. Одна из моих
соседок уже отсутствовала, а рыжая обладательница косы пока её не одевала, и
вполне прилично причёсанная куда-то собиралась. Осторожнее с косой, опять
предупредила она. Интересно, куда она эту косу может прицепить, недоумевала я. Но пока у меня были другие заботы.
Оказалось, что до
заводоуправления транспорта нет, надо ехать автобусом. Выйти на перекрёстке и
идти вдоль забора. Пейзаж был следующий: слева от шоссе тянулся лес, справа
заводской забор. Бетонный, высотой метра три. То есть завод внутри, за забором,
а снаружи заснеженное поле с редкими сухими кустиками. Утоптанная тропинка
тянулась между полем и забором. Ни души и никаких строений других. Над забором
виднелись какие-то трубопроводы. Тишина. И день серый, не очень холодный, но
ветренный, и я себе все иду и иду, и иду и сколько ещё мне идти вдоль
бесконечного серого забора? До ворот я дошла часа через два или три. За все это
время мне встретился один человек, который хмуро подтвердил, что я иду
правильно.
Вечером я
приехала (развозкой!) в город и пошла купить что-нибудь поесть. Магазин был
какой-то странно пустой, но все же хлеб, кефир, масло и варёная колбаса в нём
были. Кажется, ещё макароны, но я не уверена. Я потянулась к пачке масла.
Карточка есть? – голос продавщицы. Какая карточка? – растерялась я. Ты что, с
другой планеты свалилась? Карточка на масло! «А на что ещё нужна карточка?»
—прошептала я. Продавщица пожала плечами
– на всё! А хлеб, кефир? Хлеб и кефир можешь купить. Хоть что-то. С
покупками я пришла в свою комнату, и мы наконец познакомились. Мой хлеб и кефир был принят в общий ужин, у
девочек уже был горячий чай, и мы разговорились. В этой перенаселённой мужиками
квартире мы предпочитали свой остров. Рыжая дама оказалась московским
профессором и приехала в какой-то Тольяттинский институт. Это она утащила моё
полотенце, так как считала, что положено два! И в общем была права. Но не в
Тольятти.
Третья соседка
была инженер-проектант. Как я упоминала
вначале, от Тольятти до Одессы был проложен амиакопровод по которому продукция
предприятия прямым ходом поступала в Одесский порт. Этот трубопровод сложное
сооружение. Если вы почитаете о нем в интернете, то узнаете какие меры
принимались, чтобы предотвратить аварию и утечку аммиака. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4, Но кроме того, над трубопроводом постоянно
летали патрульные вертолёты. Моя соседка по комнате работала в строительном
проекте. К строительству подводили коммуникации. Траншея уже почти дошла до
аммиакопровода, но вертолётчик вовремя заметил. Мы так и представили себе экскаватор
с занесённым над аммиакопроводом ковшом и вертолёт, приземляющийся прямо перед
ним. Работы приостановили, и моя соседка
прилетела с чертежами на согласование – чтобы ей показали, где же проходит
трубопровод!
Я свои дела
завершила за следующий день, а московская профессор тоже уезжала. Зачем тебе
ждать ещё ночь и лететь самолётом? Поехали вместе в Москву поездом. По времени
– тоже самое. Смотри какую я достала копчёную мойву! Меня не надо было
уговаривать. Мойва пахла так, что устоять было невозможно. Да и собеседник был
интересный.
Простите,
спросила я уже в купе, а зачем вы все время говорили о косе?
Как зачем? А
вдруг бы вы порезались!
Чем?!!
Оказалось, что в
футляре была складная коса, чтобы косить траву под кустами. Предмет особо
ценный для владельцев дачных участков. И в Тольятти этот дефицит был в
хозяйственном магазине! Я рассказала о моих недоумениях, и мы прохохотали пол дороги
до Москвы, питаясь мойвой и запивая её чаем.
No comments:
Post a Comment