Бульвар Нафтали Имбер я про себя называю «Набережная». Поскольку главный водоём в нашем городе - речка Беер Шева, то набережная, соответственно, идёт вдоль реки, а скорее её почти пересохшего русла. Но тут уж что есть, то есть. Пустыня Негев – не Украина.
Из воспоминаний Шмуэля Коэна 1):
«В тот год, когда барон Ротшильд впервые посетил страну (весной 1877г.) мой старший брат пытался сеять пшеницу на земле поселения Йесод га-Маала. Тогда в Рош Пине проживал поэт Нафтали-Герц Имбер. Он подарил моему брату сборник своих стихотворений «Баркай» /Утренняя звезда/ с тёплой дарственной надписью. Этот сборник брат послал мне в галут. Мне очень понравилось стихотворение Шир а-Тиква. Особенно впечатляла последняя строфа «ибо только с последним евреем умрёт наша надежда»
Вскоре я приехал на землю Израиля. На моей родине мы часто пели хором румынскую песню «Ойс-ци» -«Направо-налево» - этими криками подгоняли волов , особенно во время пахоты. Когда пятьдесят лет назад я приехал в Ришон-ле-Цион и оказалось, что песню а-Тиква не поют- как не пели и многие другие песни из сборника «Баркай», - я первый запел её на эту чужую, но известную мне мелодию., и ныне её поют во всей еврейской диаспоре.»
Теперь вы уже догадались, кто такой Нафтали Имбер. В Интернете достаточно много статей, рассказывающих о нём. Все они в большей или меньшей степени повторяют, иногда дополняют друг друга. Что и понятно – герой рассказа один и тот же. Поэтому, вопреки обыкновению, я поленюсь писать сама, а составлю вместе несколько интересных цитат.
Нафтали Герц Имбер родился в хасидской семье в галицийском Злочеве, и уже с раннего детства его жизнь не подчинялась привычно заданному местечковому ходу. До семи лет он был парализованным и глухонемым, но вдруг чудесным образом исцелился и прославился на всю округу как блестящий талмудист и каббалист. Родителей, правда, смущало его пристрастие к стихосложению (впрочем, во всякой хасидской семье светская поэзия представлялась угрозой будущему великого еврейского мудреца). Но, на свою удачу, в подростковом возрасте Нафтали сочинил поэму в честь годовщины присоединения Буковины к Австро-Венгрии, получив награду от императора Франца-Иосифа и став неприкасаемым для родительских репрессий. 2)
В Злочиве Нафтали Имбер прожил недолго. Непоседливая натура, он отправился посмотреть мир. До двадцати шести лет странствовал по Венгрии, Сербии и Румынии. И повсюду писал стихи. О своём восприятии окружающего, о евреях и – конечно же! – о тяге своих соплеменников к Палестине, древнему Иерусалиму, куда стремился вернуться народ Торы.
И вот однажды, путешествуя по Балканам, он познакомился с англичанином сэром Лоуренсом Олифантом. Попав под влияние Нафтали, лорд уговорил его поехать вместе в Палестину – “создавать еврейское государство”. Он предложил Имберу должность секретаря по еврейским вопросам. И Нафтали согласился. В 1982 году они прибыли в Палестину 3)
Справка: Лоуренс Олифант - английский писатель и путешественник, христианин, религиозный мистик, деятельный сторонник возрождения еврейского народа в Эрец-Исраэль 4).
Нафтали много ездил по стране, видел Хайфу и Иерусалим, побывал в Назарете и Цфате, поднимался на склоны горы Кармель. Святая земля вдохновляла Нафтали Имбера: лучшие свои стихи он написал там, в Палестине. Позднее они вошли в первый сборник его произведений, изданный в Иерусалиме. Книжка называлась «Баркай» -“Утренняя звезда”, как бы символизируя, что Палестина стала для евреев всего мира “зарей свободы и будущего счастья”. Автор включил в сборник и несколько стихотворений, написанных раньше. В том числе и созданные в Румынии стихи “Тикватейну”.3)
Параллельно Имбер переводил на иврит английскую классику и Омара Хайяма. Покинув Палестину, Имбер вернулся в Европу и обосновался на несколько лет в Англии, где учил ивриту писателя Израэля Зангвилла, потом на некоторое время уехал в Индию, а затем перебрался в Соединенные Штаты, где и собирался начать карьеру профессионального мистика.
В Америке Имбер много путешествовал, все больше погружался в оккультизм и крепко пил, не прекращая при этом в местной прессе писать на самые разные еврейские темы.
Некоторое время Имбер успешно продолжал карьеру мистика. Он появлялся перед слушателями облачённым в белое одеяние, называл себя «Махатмой Моисеем» и производил сильное впечатление. Ему везло: некоторые его пророчества громко сбывались: так, в 1896 г. он предупредил американцев, чтобы те держались подальше от Парижа, где произойдёт страшная катастрофа. И в самом деле через шесть месяцев на парижском благотворительном базаре огонь быстро распространился от разбившейся кинолампы, уничтожив несколько кварталов и став причиной смерти более ста человек. Это событие укрепило репутацию Имбера как ясновидца. Потом он предсказал, что в течение 50 лет в Палестине возникнет еврейское государство, что за счёт солнечной энергии будут обогреваться дома и ездить транспорт. Как сильно пьющему, ему была близка и тема виноделия: Имбер предсказал, что калифорнийские вина будут признаны лучшими в мире.
Конечно, некоторые пророчества его не сбылись. Так, он предсказал, что в 2010 г. в Америке разразится гражданская война: ультралиберальный Канзас отпадет от США, объединится с Иллинойсом и Миссури, и восточные штаты будут воевать с западными. Однако он благополучно относил большинство эпохальных событий на поздние времена, (война должна была начаться в 2010 г.), и проверить пророчества слушателям возможным не представлялось.
Пьянство давало себя знать: он все чаще пребывал в возбуждённо-болезненном состоянии.
Оказавшись в Нью-Йорке, он уже имел репутацию талантливого публициста и поэта, а также беспробудного алкоголика. Он шатался по питейным заведениям и периодически устраивал скандалы...
Конечно, талант не пропьешь, и известный судья-филантроп Майер Сульцбергер назначил Имберу ежемесячную стипендию в 30 долларов. Но быстро стало ясно, что деньги доверять Имберу нельзя, и меценат назначил ему опекуна: главного библиотекаря Нью-Йоркской публичной библиотеки Абрахама Фрейдуса. Фрейдус страдал эндокринным расстройством, вследствие чего глаза у него были выпучены и он страдал сильным ожирением, за что получил прозвище «гиппопотам». Но за Имбером он следил внимательно, выдавал ему доллар в день на расходы. Этот доллар Фрейдус засовывал в заказанные Имбером книжки. В библиотеке, видимо, тот проводил очень много времени, поскольку в его американском паспорте в качестве домашнего адреса указана Нью-Йоркская публичная библиотека.
Умирая без гроша в кармане, 54-летний Имбер завещал своим врагам ревматизм, идишским литераторам — сломанное перо.
Однако все эти увлекательные сюжеты из жизни Нафтали Герца Имбера сдвинулись в еврейской памяти на задний план или в никуда, уступив место памяти о Поэте. На его похороны в 1909 г. пришло около 10 тыс. чел.
Известно, что Имбер бывал на нескольких сионистских конгрессах. На одном из них его, в стельку пьяного, вывела охрана. Он так и слонялся вокруг до конца заседания, пока не запели «Атикву». И заметил: «Они могут выбросить меня вон, но песню мою им все же приходится петь»1).
Итак, бульвар Нафтали Имбер, назван в честь автора слов государственного гимна Израиля.
1) Авраам Яари. Страна Израиля в письмах и воспоминаниях. Перевод с иврита Г. Майзель «Мосты культуры» 2018
2) https://stmegi.com/posts/75466/gimn-ot-pyushchego-makhatmy/
3) https://web.archive.org/web/20060221140202/http://www.vcisch.hotbox.ru/IMBER/imber.html
4) https://eleven.co.il/diaspora/power-society-
No comments:
Post a Comment