Мне бы не пришло в голову отправиться в район
далет, если бы не просьба написать про улицу Рингельблюм, где много лет тому
назад снимал квартиру наш троюродный брат. Я обещала- и вот выполняю.
Район ד (далет) считался весьма
малопривлекательным районом города. Да и сейчас это не лучшее место. Как многие
другие улицы нашего города, имеет полукруглую форму - начинается и
заканчивается пересечением с проспектом Рагера, сразу за университетом. На
улице расположено несколько кафе (Little India, Al Capone Burger, Pasta Basta и
др.) Рассчитаны они все на студентов и сейчас, увы, закрыты. Улица грязновата и
не слишком симпатичная. Эммануэль Рингельблюм заслуживает более приятного
места.
Благодаря этому человеку мы знаем о Холокосте
вообще, и о Варшавском гетто много больше, чем могли бы. И не просто знаем –
есть документы.
Эммануэль Рингельблюм родился в городке Бучач
в Австро-Венгрии в 1900 г. Учился и в хедере, и в польской гимназии.
В 1919 г. поступил в Варшавский университет, тогда же начал
общественную деятельность в движении По‘алей Цион, В 1927 г. окончил университет со степенью доктора. Работая
затем учителем, совмещал научную работу в области еврейской истории
с активным участием в деятельности еврейских организаций Варшавы.
Темы его работ связаны с историей польских евреев 18 – 19 века. В августе
1939 г. Рингельблюм был делегатом 21-го Сионистского
конгресса в Женеве и вернулся
в Варшаву в день вторжения нацистской Германии в Польшу. К этому
дню он уже хорошо понимал, что такое нацисты, и какую участь они уготовили
евреям. В начале 1939 года он, как
сотрудник Джойнта, в местечке Збоншинь, оказывал помощь 17 тыс. евреев,
которые без всяких средств к существованию были депортированы из Германии.
Здесь Рингельблюм, стремясь облегчить участь несчастных, помогал
им организоваться и изыскивать пути доставки продовольствия, одежды и медикаментов. Но уже тогда он уделил большое внимание сбору свидетельских показаний о касавшихся евреев
событиях в нацистской Германии. И тем не менее, Рингельблюм из Швейцарии
возвращается в Польшу. И с первых же дней становится одним из руководителей
организации еврейской самопомощи.
Рингельблюм еще в начале сентября
1939 г. понял беспрецедентность в мировой истории начавшихся событий
и счёл своим профессиональным долгом запечатлеть их для последующих
поколений. Он сразу же стал вести систематические записи о происходящем
в гетто (вёл их почти до конца жизни), но вскоре понял их недостаточность
и принял решение создать тайный архив документов и свидетельств
о судьбе евреев Варшавы и Польши в период нацистской оккупации.
С этой целью к концу того же года он основал подпольную организацию
под кодовым названием «Онег шаббат» («Услада субботы»), которая вскоре
превратилась в разветвлённую сеть добровольных сотрудников, воодушевлённых
поставленной Рингельблюмом задачей — не позволить нацистам скрыть свои
злодеяния, донести до мира правду о страданиях польских евреев. Как часто
мы читаем о поведении евреев во времена Холокоста, как о покорных жертвах. Архив
Рингельблюма свидетельствует о другом. Здесь есть и стихи, и записи анекдотов, и
картины художников, написанные в гетто. Есть афиши еврейского театра, номера
подпольной газеты и отчёты комитета самопомощи. Рингельблюм часто просил людей
в гетто вести заметки об их повседневной жизни – для этого тайно раздавал всем
карандаши и блокноты. Так архив полнился историями с разных концов страны. «Вот
как собирают налоги с евреев в провинции: у вас забирают что-нибудь из одежды и
дают две недели сроку, чтобы выкупить, – гласила одна из заметок. –
Невыкупленную одежду продают». «Сценка на улице Лешно, – начиналась другая
запись. – В еврейской больнице в бывшем здании казначейства идёт операция.
Входят чиновники из компании электроснабжения. Больница задолжала 60 тысяч
гульденов. Доктор Борковский просит пять минут, чтобы закончить операцию. “Да
ладно, – говорит чиновник компании электроснабжения. – Одним евреем меньше”.
Пришлось заканчивать операцию при свечах». Позднее, по инициативе Рингельблюма,
оказавшиеся в гетто экономисты, социологи и другие учёные занимались
научными исследованиями о положении различных еврейских общин на
оккупированных нацистами территориях, о механизме функционирования
нацистской машины депортации и уничтожения евреев. Документы
складывали в молочные бидоны. Когда стало ясно, что гетто вскорости будет
уничтожено, бидоны упаковали в три большие контейнера и зарыли в трёх разных
местах. Адреса, где зарыты документы, знали 5 – 6 человек. 1 марта 1944 года в
одном из своих последних писем Рингельблюм писал: «Что будет, если никто из нас
не останется жив, если нам не удастся пережить войну, что будет с нашим
архивом?
Рингельблюм был расстрелян вместе с женой и
детьми. Из 60 человек, которые вместе занимались архивом, войну пережили только
трое. А точный адрес тайника из оставшихся в живых знал только один из них –
Герш Вассер. При поддержке Еврейского трудового комитета группа инженеров
сумела вычислить нужное место.
«Начали копать и 18 сентября 1946 года они
нашли первую часть архива, которую спрятали в августе, в начале августа 42-го
года – в разгаре массовой депортации в Треблинку. Эта часть архива описывала
всю историю гетто, начиная с ноября 40-го года до августа 42-го года».
Было известно, что ещё одну часть руководители
«Онейг Шабас» спрятали в феврале 43-го года. Только в декабре 50 года строители
случайно наткнулись на зарытые в земле молочные бидоны.
Они думали, что - ну, все знают, что все евреи
богатые люди, что там должно быть золото, ценности. Когда они увидели, что там
только документы, то хотели это все выбросить. Но начальник бригады сказал:
«Нет, это, должно быть, важные документы, и их надо передать Еврейскому
историческому обществу».
Несмотря на все попытки и поиски, третью часть
архива пока найти не удалось.
Все материалы хранятся в Еврейском
историческом институте в Варшаве, а их
фотокопии — в Яд ва-Шем в Иерусалиме.
Вдумайтесь, знать почти наверняка, что ты
обречён, и думать о сборе свидетельств, об исторической памяти и будущих
поколениях- какой это героизм!
В городке Бучач родилось не мало выдающихся
личностей. В том числе и Симон Визенталь. В каком-то смысле он продолжил дело
Рингельблюма, хотя и несколько в другом ключе.
https://eleven.co.il/jewish-history/holocaust/13526/
https://news.un.org/ru/interview/2020/01/1354881
https://jewish.ru/ru/people/society/188114/
https://en.wikipedia.org/wiki/Buchach
No comments:
Post a Comment