Улица Рингельблюм

 




Мне бы не пришло в голову отправиться в район далет, если бы не просьба написать про улицу Рингельблюм, где много лет тому назад снимал квартиру наш троюродный брат. Я обещала- и вот выполняю.

Район ד (далет) считался весьма малопривлекательным районом города. Да и сейчас это не лучшее место. Как многие другие улицы нашего города, имеет полукруглую форму - начинается и заканчивается пересечением с проспектом Рагера, сразу за университетом. На улице расположено несколько кафе (Little India, Al Capone Burger, Pasta Basta и др.) Рассчитаны они все на студентов и сейчас, увы, закрыты. Улица грязновата и не слишком симпатичная. Эммануэль Рингельблюм заслуживает более приятного места.

Благодаря этому человеку мы знаем о Холокосте вообще, и о Варшавском гетто много больше, чем могли бы. И не просто знаем – есть документы.

Эммануэль Рингельблюм родился в городке Бучач в Австро-Венгрии в 1900 г. Учился и в хедере, и в польской гимназии. В 1919 г. поступил в Варшавский университет, тогда же начал общественную деятельность в движении По‘алей Цион, В 1927 г. окончил университет со степенью доктора. Работая затем учителем, совмещал научную работу в области еврейской истории с активным участием в деятельности еврейских организаций Варшавы. Темы его работ связаны с историей польских евреев 18 – 19 века. В августе 1939 г. Рингельблюм был делегатом 21-го Сионистского конгресса в Женеве и вернулся в Варшаву в день вторжения нацистской Германии в Польшу. К этому дню он уже хорошо понимал, что такое нацисты, и какую участь они уготовили евреям.  В начале 1939 года он, как сотрудник Джойнта, в местечке Збоншинь, оказывал помощь 17 тыс. евреев, которые без всяких средств к существованию были депортированы из Германии. Здесь Рингельблюм, стремясь облегчить участь несчастных, помогал им организоваться и изыскивать пути доставки продовольствия, одежды и медикаментов. Но уже тогда он уделил большое внимание сбору свидетельских показаний  о касавшихся евреев событиях в нацистской Германии. И тем не менее, Рингельблюм из Швейцарии возвращается в Польшу. И с первых же дней становится одним из руководителей организации еврейской самопомощи.

Рингельблюм еще в начале сентября 1939 г. понял беспрецедентность в мировой истории начавшихся событий и счёл своим профессиональным долгом запечатлеть их для последующих поколений. Он сразу же стал вести систематические записи о происходящем в гетто (вёл их почти до конца жизни), но вскоре понял их недостаточность и принял решение создать тайный архив документов и свидетельств о судьбе евреев Варшавы и Польши в период нацистской оккупации. С этой целью к концу того же года он основал подпольную организацию под кодовым названием «Онег шаббат» («Услада субботы»), которая вскоре превратилась в разветвлённую сеть добровольных сотрудников, воодушевлённых поставленной Рингельблюмом задачей — не позволить нацистам скрыть свои злодеяния, донести до мира правду о страданиях польских евреев. Как часто мы читаем о поведении евреев во времена Холокоста, как о покорных жертвах. Архив Рингельблюма свидетельствует о другом. Здесь есть и стихи, и записи анекдотов, и картины художников, написанные в гетто. Есть афиши еврейского театра, номера подпольной газеты и отчёты комитета самопомощи. Рингельблюм часто просил людей в гетто вести заметки об их повседневной жизни – для этого тайно раздавал всем карандаши и блокноты. Так архив полнился историями с разных концов страны. «Вот как собирают налоги с евреев в провинции: у вас забирают что-нибудь из одежды и дают две недели сроку, чтобы выкупить, – гласила одна из заметок. – Невыкупленную одежду продают». «Сценка на улице Лешно, – начиналась другая запись. – В еврейской больнице в бывшем здании казначейства идёт операция. Входят чиновники из компании электроснабжения. Больница задолжала 60 тысяч гульденов. Доктор Борковский просит пять минут, чтобы закончить операцию. “Да ладно, – говорит чиновник компании электроснабжения. – Одним евреем меньше”. Пришлось заканчивать операцию при свечах». Позднее, по инициативе Рингельблюма, оказавшиеся в гетто экономисты, социологи и другие учёные занимались научными исследованиями о положении различных еврейских общин на оккупированных нацистами территориях, о механизме функционирования нацистской машины депортации и уничтожения евреев.  Документы складывали в молочные бидоны. Когда стало ясно, что гетто вскорости будет уничтожено, бидоны упаковали в три большие контейнера и зарыли в трёх разных местах. Адреса, где зарыты документы, знали 5 – 6 человек. 1 марта 1944 года в одном из своих последних писем Рингельблюм писал: «Что будет, если никто из нас не останется жив, если нам не удастся пережить войну, что будет с нашим архивом?

Рингельблюм был расстрелян вместе с женой и детьми. Из 60 человек, которые вместе занимались архивом, войну пережили только трое. А точный адрес тайника из оставшихся в живых знал только один из них – Герш Вассер. При поддержке Еврейского трудового комитета группа инженеров сумела вычислить нужное место.

«Начали копать и 18 сентября 1946 года они нашли первую часть архива, которую спрятали в августе, в начале августа 42-го года – в разгаре массовой депортации в Треблинку. Эта часть архива описывала всю историю гетто, начиная с ноября 40-го года до августа 42-го года».

Было известно, что ещё одну часть руководители «Онейг Шабас» спрятали в феврале 43-го года. Только в декабре 50 года строители случайно наткнулись на зарытые в земле молочные бидоны.

Они думали, что - ну, все знают, что все евреи богатые люди, что там должно быть золото, ценности. Когда они увидели, что там только документы, то хотели это все выбросить. Но начальник бригады сказал: «Нет, это, должно быть, важные документы, и их надо передать Еврейскому историческому обществу».

Несмотря на все попытки и поиски, третью часть архива пока найти не удалось.

Все материалы хранятся в Еврейском историческом институте в Варшаве, а их фотокопии — в Яд ва-Шем в Иерусалиме.

Вдумайтесь, знать почти наверняка, что ты обречён, и думать о сборе свидетельств, об исторической памяти и будущих поколениях- какой это героизм!

В городке Бучач родилось не мало выдающихся личностей. В том числе и Симон Визенталь. В каком-то смысле он продолжил дело Рингельблюма, хотя и несколько в другом ключе.

https://eleven.co.il/jewish-history/holocaust/13526/

https://news.un.org/ru/interview/2020/01/1354881

https://jewish.ru/ru/people/society/188114/

https://en.wikipedia.org/wiki/Buchach

 

 

 


No comments:

Post a Comment

Лобио

  Мы с Лёшей дружим с семи лет. С далёкого 1959-го года, когда наши семьи переехали в новый дом, кооператив «Советский медик». Я довольно до...