В детстве я мечтала стать
писательницей, и так и написала в третьем классе в сочинении на тему «кем ты
хочешь быть». Хочу быть «песательницей», именно так, через «е». Надо мной дома
долго потешались. Кроме того, как бы само собой разумелось, что я буду врачом –
мама, дедушка, тётя -врачи, значит и я тоже. Мама, задолго до окончания школы,
предвидя такой ход событий, твёрдо заявила: о медицинском и не мечтай. У меня
связей не хватит. В Киевский медицинский евреев не брали. А мама также твёрдо
за меня решила, что учиться я буду только в Киеве и никуда она меня не
отпустит. Я, правду сказать, и не сопротивлялась. Но класса с восьмого начала
раздумывать о дальнейшей жизни. Прочитав повесть «Адвокат» загорелась идеей
стать юристом. Но мама опять вылила ушат холодной воды: «а если тебе придётся
защищать негодяев или даже убийц?» Такая перспектива меня точно не привлекала.
Тогда я стала размышлять о педагогическом. Тут вмешалась тётя Рахиль с
воспоминаниями о сопливых носах, которые ей пришлось во множестве вытирать
после фребелевского института. Что же делать? - размышляла я. О себе я знала,
что люблю литературу и математику. И вдруг услышала о новой специальности в
университете, математическая лингвистика. Я совершенно не понимала, что это
такое, но звучало очень привлекательно и вроде бы объединяло два моих любимых
предмета. Мама и тут не растерялась. Как-то вечером мы с ней отправились в
гости к совершенно незнакомым людям, к двум подружкам, которые недавно окончили
эту специальность. Как мама их нашла я понятия не имею. Но и здесь меня ждал не
один, а два ушата холодной воды, так как девочек было две. Вывод был
однозначен: эта экзотика не для меня. И тогда я твёрдо решила, что если уж не
суждено продолжить династию врачей, то буду как папа, инженером. Об этой работе
я имела самые смутные представления. Папа повёл меня на завод и мне понравилось.
Так я стала готовиться в Политехнический. Мои школьные пятёрки не имели
большого значения. Нужны были такие знания, чтобы любой экзамен был мне
нипочём.
Тема поступления в институт нашла
своё отражение в ежегодных (!) стихах дяди Бори Грача мне на день рождения.
Приведу несколько куплетов из его оды на моё 17-летие:
Институт большая веха
И её не обойти,
Добиваяся успеха,
В нашем жизненном пути
В наше время все старанья
Заключаются лишь в том
Где и как образованье получить
А с ним диплом
Постоянное мученье
Всех отцов и матерей
Как устроить в заведенье
Школу кончивших детей
……
Институты в наше время
запрудили всю страну
Но походит наше племя
в них как слон через иглу
Институты есть Ин яза
Институт по творожку
Институт утечки газа
Даже есть по форшмаку
…….
По физике, которую я знала
довольно поверхностно, я занималась с очень добросовестной преподавательницей
из КПИ. Может быть, очень глубоких знаний и не было, но задачи я решать
научилась, и на каверзные вопросы, которые задают на вступительных, ответы
знала и понимала.
С математиком мне очень повезло.
Яков Осипович был Учитель от бога. Был он рыжий, некрасивый, неуклюжий из-за
последствий ранения и немного походил на неопрятного медведя. Замечательно
остроумен, с массой чудесных шуток, которые помогали понять и запомнить
материал. С чем хороши вареники? - вдруг
вопрошал он посреди урока. С вишнями?
Правильно. А сумма квадратов с …. Забыла я с чем за столько лет, увы. Он любил
своих учеников и, если кто-то предлагал интересное решение, был этим страшно
горд. Нам рассказывал про способ решения задач по стереометрии, когда
проведение определённой прямой линии помогает решать такие задачи легко и
изящно. Эту прямую он называл «прямая Яриса» в честь какого-то Саши Яриса,
который это придумал. Мне на вступительных как раз такая задачка и попалась. И
я в объяснении написала «проводим прямую Яриса». Получила пятёрку и вопросов
почему это называется «прямая Яриса» не последовало – видимо проверяющие
боялись проявить свою некомпетентность. Доинтернетная эпоха. Моя школьная
учительница Раиса Осиповна училась когда-то в классе Айзенштата и, думаю, её
выбор профессии был следствием его влияниея. Но шутки-шутками, а задания он
задавал огромные, и весь десятый класс я училась с утра до вечера – школа, плюс
два репетитора, а в конце и три, так как на всякий случай мама меня и на химию
отправила. К концу школы я только читала условие задачи -и в голове уже
возникал план решения. Наверное, сами знания мне мало пригодились в жизни, а
вот умение решать задачи однозначно было заложено в школьные годы, и Яков
Осиповича всегда вспоминаю с глубокой благодарностью.
Школа кончилась, получен аттестат
зрелости со всеми пятёрками. Увы, золотая медаль проплыла мимо – в 1969 году
изменили положение и для получения золотой медали нужны были и все пятёрки в
9-м классе тоже. А в девятом у меня была одна четвёрка, по черчению.
На какой факультет поступать-
решила за меня мама. Точнее, дядя Миша Дейген, большой мамин друг. Только при
его поддержке, поддержке член-корреспондента АН УССР, можно было рассчитывать
на поступление в КПИ. Поддержка означала только одно: намеренно меня валить на
экзаменах не будут, отнесутся как ко всем, имеется в виду не евреям. Так был
выбран электроакустический факультет, специальность магнитная звукозапись. В
инженеры я пойду, пусть меня научат.
Первый экзамен – письменная
математика. На нём обычно проваливалась
половина абитуриентов. Это был честный экзамен, поскольку работа была
письменная. Мы пришли с подружкой, и я успела не только спокойно решить и
записать своё задание, но и потихоньку помочь подруге решить примеры. А вот её
задачу решать не смогла – сдали нервы, я просто не могла уже дольше сидеть в
этом классе. Сдала работу и ушла. Папа случайно выяснил, что член
экзаменационной комиссии – сын его сотрудника. Он жуткий антисемит, заверил папа,
и постарался, чтобы никто не знал, куда я поступаю. В папиной правоте я
убедилась, когда пришла за результатами экзамена. Подошла к окошку, назвала
тому, кто там выдавал работы, фамилию. Перед ним лежали четыре стопки работ. Он
внимательно посмотрел мне в лицо и начал перебирать работы в самой высокой
стопке. Это были двойки. Закончил, не нашёл и так же спокойно перешёл к стопке
пониже. Не нашёл. Странно, как бы пробормотал он. В четвёрках тоже не оказалось
моей работы и с большой неохотой он выудил её из пятой, самой низкой стопочки.
Можете представить, как колотилось моё сердце! Позже я познакомилась с этим
человеком, это и был сын папиного сотрудника. Я старалась держаться от него
подальше, даже тогда, когда он стал куратором нашей группы. Но это потом.
Впереди были ещё устные физика, устная математика и сочинение. Перед физикой я
встретила своего одноклассника и с удивлением узнала, что он получил по физике
трояк! Почему? – удивилась я. Серёжка был хорошим физиком и весь класс знал,
что на кафедре физики в КПИ работает его тётя. Задачу не решил – ответил Серёжа
и тут же её мне рассказал. Придя домой, я засела за задачку, просидела часа три
и никак не получалось. Ладно, решила я, быть не может, чтобы мне попался тот же
билет. Конечно, именно его я и вытащила. Но всё-таки я не зря три часа дома
ломала голову. На экзамене я задачу решила и сдала на пять. В сочинении выбрала
самую безопасную тему – про Слово о полку Игоревом. Но всё же пропустила одну
запятую. Так я и поступила в КПИ. Сбылась мечта! Начиналась студенческая жизнь.
No comments:
Post a Comment