Тель Арад

  Тель Арад. 

Март 2019

На Тель Арад мы поехали, чтобы полюбоваться последними черными ирисами, а потом захотелось подняться в крепость, которую мы толком не осмотрели в наш прошлый визит.


Черные ирисы на холме Арад

Итак, на высоком холме, над остатками древнего города возвышается крепость. Шесть раз её разрушали и шесть раз восстанавливали. Построена в 6-м веке до нашей эры и просуществовала до Римского периода. Ну что ж, интересно. Заходим в ворота, вид красивый, у подножия холма пасётся лошадь. Наверное, и 3000 лет тому назад пейзаж был тот же, тем более что лёгкий туман скрывал приметы цивилизации.

Первая остановка - склад припасов – фундамент длинной комнаты. Можно себе представить горшки с зерном и маслом. Или бусы из сушёного инжира. Почему вдруг я подумала про инжир?

Совсем недавно я впервые прочла (по-русски, разумеется) Книгу Судей и книгу Царей. Сушёный инжир в качестве платы неоднократно там упоминался. Книга Царей произвела на меня огромное впечатление. Эпоха царей начинается с того, что народ просил господа поставить над ними царя. И хотя их честно предупреждали, что царь – это не так уж хорошо для народа, но народ требовал твёрдого управления. Ну хотите царя, получите царя. Первые цари – Саул, Соломон, Давид- соблюдали заповеди, хотя и были не без греха. Это только в христианстве все значимые фигуры либо святые, либо мученики, либо и то, и другое. В иудаизме люди живые и разные. А после Давида, что ни царь, то сплошное безобразие. И по большому счету Книга Царей - это история борьбы за иудаизм против язычества. Потому что древнему человеку гораздо проще было быть язычником, чем иудеем с трудными законами и непонятным богом. И они потихоньку делали богов таких, как у соседей, понятных и осязаемых («чтили Господа, но служили идолам своим»). И Тора становилась книгой священников, а не всего народа. Да и народ был разобщён по коленам, и каждое колено имело свою столицу, своих вождей. «Из всех царей выделяется Хизкиягу («такого, как он, не было среди всех царей Иудейских ни после него, ни до него»). Он пытался вернуть народ к Торе. В том числе, разрушая отдельные храмы на возвышениях, так как Храм – один, в Иерусалиме.

  Вернёмся в Тель Арад. Движемся по стрелке и попадаем к храму. Единственный пока иудейский храм, восстановленный археологами. Во дворе – жертвенник из нетёсаных камней, далее святая святых, с камнем, который как бы символизировал присутствие всевышнего. Соответствует описаниям и на табличке рассказано, что это один из храмов, разрушенных Хизкиягу. У меня даже холодок пробежал по спине. Я же об этом только недавно читала! В Танахе! История 3000 летней давности, которую можно просто потрогать! Не первый раз в Израиле, далеко не единственное место, но Тель Арад не Иерусалим. Там этого ждёшь, а здесь…

О жертвеннике. На табличке приведена цитата из Библии (Исход 20:20-21): 


Вот табличка и сам жертвенник, Святая святых на заднем плане.

Дома я полезла в Танах искать описание жертвенника. Нашла множество упоминаний, но такой цитаты нет! Открываю Библию. Да, все точно. Это просто очередной пример неточности при превращении Танаха в Ветхтй завет. Дело не в переводе, просто Ветхий завет - это пересказ Танаха, а не дословный перевод.

В крепости Тель Арад можно спуститься в водохранилище, которое вмещало до 400 кубов воды. Ещё одно интересное место – бывший архив, в котором найдено множество глиняных черепков, использовавшихся вместо бумаги для писем. Представляете как интересно учёным читать эти письма, как много можно узнать – о налогах, торговых связях, военных походах.


Из Тель Арада мы поехали дальше в лес Ятир. И тут нас ждал ещё один подарок. В лесу разгуливало множество аистов, они взлетали и садились прямо перед нами.


Фруктовые сады вдоль дороги

в лесу Ятир

Нектарина цветет



No comments:

Post a Comment

Лобио

  Мы с Лёшей дружим с семи лет. С далёкого 1959-го года, когда наши семьи переехали в новый дом, кооператив «Советский медик». Я довольно до...