Кто из нас не знает, что Тель Авив значит Холм
Весны. А почему, собственно у города такое название? Ведь никакого холма в Тель
Авиве нет.
"Когда
мы удостоились поселиться в домах, построенных нашими руками, в новом районе,
мы решили дать ему имя Основатели хотели найти имя в память о докторе Герцле,
но некоторые учителя противились этому – ведь гимназию уже назвали Герцлия , и
главную улицу решили назвать улицей Герцля. Было предложено название Тель Авив –
оно тоже связано с создателем сионизма -
так Нахум Соколов назвал свой перевод на иврит книги Герцля «Альтнойланд»
(Старая новая страна) и оно приятно звучит на иврите."
Из воспоминаний Давида Смилянского. 1)
Имя Соколов носят улицы почти в каждом городе Израиля. В Беэр Шеве именем Соколов названа вполне
приличная улица, известна всем так, как на ней находится станция скорой помощи.
В энциклопедии читаем: Наху́м Со́колов —
еврейский писатель, поэт и драматург, издатель, публицист. Пионер журналистики
на иврите, многолетний сионистский лидер.
В моём районе улицы названы в
честь людей так или иначе связанных с сионизмом. Также как и Эхад на Ам, Шапира и Гордон, Нахум Соколов получил
традиционное религиозное образование и лишь самые зачатки светского. Всё
последующее – плод самообразования. К 21-му году Соколов обладал эрудицией
в области Галахи на уровне раввинского авторитета, а образованностью
в области литературы, искусства, истории — европейского интеллигента
с дипломом университета. Такое сочетание вместе с владением основными
европейскими языками (он знал не менее 12 языков) обеспечило ему важные
преимущества во всей его журналистской и общественной карьере. Правда
от заботы о хлебе насущном, по крайней мере в молодые годы, он был избавлен – в
17 лет женился на состоятельной девушке и жил в доме тестя.
Соколов сотрудничал в нескольких газетах на
идиш и на иврите, писал стихи, эссе и пьесы. Основным направлением его
деятельности была просветительская работа на иврите. Он старался доказать, что
на языке иврит можно писать и научные, и философские работы, и литературные
произведения. Соколов не ограничивался
одной публицистикой. Совершая уже тогда поездки в страны Европы
и Северной Америки, он публиковал путевые заметки, в которых знакомил
читателей с природой, древностями, музеями этих стран, жизнью их еврейских
общин, вкладом евреев в их культуру.
Соколов, лично порвавший с религией,
прилагал немалые усилия (в частности, в публикациях на немецком,
английском, польском, русском и других языках), чтобы возродить
в среде светски образованных соплеменников интерес к еврейскому
религиозному наследию и традициям именно как национальным ценностям.
Важным вкладом в возрождение иврита и превращение его в язык
современного культурного творчества стал задуманный Соколовым литературный
ежегодник «Ха-Асиф» («Жатва»), в шести томах которого (1885–94)
участвовали лучшие культурные ивритоязычные силы того времени
и публиковались многие произведения самого Соколова.
Вначале Соколов весьма недоверчиво относился к
работе Т. Герцля. На первый сионистский съезд он отправился как представитель
прессы, а вернулся пламенным сионистом. С этих пор он становится правой рукой
Теодора Герцля.
Начиная с 1905 года Соколов вёл
дипломатическую и политическую работу во Всемирной сионистской организации. Вот
когда особенно пригодились знания 12 языков! Он встречался со многими видными
политическими деятелями, руководителями государств, министрами и, конечно, с
еврейскими общинами в разных странах.
Первая и долго державшаяся в секрете
встреча такого рода была у него ещё в 1905 г. с тогдашним
российским премьер-министром С. Витте. В 1905 г. Соколов совершил поездку в Турцию, где установил
первые контакты с политическими кругами, которые впоследствии, после
революции младотурок (1908), приобрели влияние. В 1913 г.
Соколов посетил США и Канаду, где его восторженно встречали десятки тысяч
евреев Нью-Йорка и других городов. В Вашингтоне его принял
государственный секретарь У. Дж. Брайан. Незадолго до начала Первой
мировой войны Соколов посетил также Эрец-Исраэль. В годы Первой мировой
войны Соколов вместе с Х. Вейцманом и Ахад-ха-‘Амом вёл
сложные и напряженные политические переговоры, добиваясь от Великобритании
публичного обязательства признать в послевоенном устройстве мира
законность национальных притязаний евреев на Эрец-Исраэль. Именно он возглавлял
в Лондоне сионистскую комиссию, которая работала над максимально
благоприятными для евреев формулировками будущей Декларации Бальфура. В марте 1917 г. Соколов посетил Париж и Рим
(здесь он был принят также папой Бенедиктом XV) с целью убедить
правительства Франции и Италии не противодействовать готовящемуся
документу и сыграл роль в преодолении подчас упорного сопротивления
принятию Декларации Бальфура со стороны влиятельных во Франции и Англии
антисионистски настроенных еврейских кругов. В эти и последующие годы
Соколов продолжал тесно сотрудничать с Х. Вейцманом.
В 1920-х гг., а также в первой половине 1930-х гг.,
когда Соколов был президентом Всемирной сионистской организации
и Еврейского агентства, он, несмотря на преклонный возраст, оставался
столь же энергичным и неутомимым. В этот период он по-прежнему
посещал десятки стран (в том числе Эрец-Исраэль, где Соколов,
в частности, присутствовал в 1925 г. на официальной церемонии
открытия Еврейского
университета в Иерусалиме). Соколов встречался с высшими
государственными и политическими руководителями различных стран (например,
в 1927 г. — с королём Италии и Б. Муссолини,
заявившим Соколову о своём сочувствии сионистским целям), с лидерами
еврейских общин, выступал на бесчисленных собраниях и митингах.
По поводу сочувствия Муссолини я нашла
примечательную статью З. Жаботинского. В ней упоминается и Соколов и вот в
какой связи:
«Часто мне тогда вспоминался анекдот, который
я слышал от Н. О. Соколова ещё задолго до войны. В 1901 году, после Лондонского
(IV-го) конгресса, он поселился на отдых в швейцарском курорте. Там
познакомился он с каким-то шотландским лордом и, между прочим, рассказал ему,
что был на сионистском конгрессе.
— Oh, yes, — сказал лорд, — сионизм, очень
интересно. Если не ошибаюсь, младший брат мой тоже принадлежит к этому
движению, или, во всяком случае, к чему-то очень близкому...
Соколов изумился: лорд был завзятый католик,
брат его, очевидно, тоже. В чем дело? Он стал расспрашивать и выяснил, что брат
лорда — вегетарианец. Для посторонних, в 1901 году, это было "то же
самое" движение, или "нечто весьма близкое".» 4)
Казалось бы, труды Соколова-журналиста
привязаны к своему времени. Тем не менее некоторые его работы актуальны, их
читают и изучают сегодня. Вот цитата из письма Биньямина Нетаньяху Доктору
Лайтману 3)
«Традиционный антисемитизм с его искажением
иудаизма привёл к кровопролитию в средние века и оказал влияние на расовую
теорию, приведшую к Катастрофе. Нахум Соколов, один из отцов сионизма, назвал
это «вечной ненавистью к вечному народу». Соколов и многие другие верили, что
ненависть к евреям закончится, когда мы создадим независимое государство, но
они ошибались.»
Да, к сожалению ошибались. Но заслуга первых
сионистов в создании Израиля велика. И мы, благодарные потомки, выражаем её в
названиях улиц.
И в заключение мне хочется привести ещё одну
цитату:
Едва ли основной чертой Соколова, как
свидетельствует Х.Вейцман, была терпимость к своим политическим оппонентам: «Мир
не рухнет, - говаривал он, - если вы чуточку уступите; зато жизнь станет чуть
более сносной.» 5)
Как жаль, что нынешние политические деятели
начисто лишены такого свойства характера.
1) Авраам Яари. Страна Израиля в письмах и
воспоминаниях , том 2й. Перевод с иврита Г.Майзель. Издательство Мосты Культуры
2018,
2) https://eleven.co.il/zionism/precursors-emergence/13884/
3)https://antisemitizm.com/paper/pismo-premer-ministra-izrailja-binjamina-netanijagu/
4) https://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/slovo3.html
5) Алекс Резников. Иерусалим: Улицы в лицах.
Издательство LIRA, Иерусалим, 1999
No comments:
Post a Comment