Нахум Соколов

 



Кто из нас не знает, что Тель Авив значит Холм Весны. А почему, собственно у города такое название? Ведь никакого холма в Тель Авиве нет.

 "Когда мы удостоились поселиться в домах, построенных нашими руками, в новом районе, мы решили дать ему имя Основатели хотели найти имя в память о докторе Герцле, но некоторые учителя противились этому – ведь гимназию уже назвали Герцлия , и главную улицу решили назвать улицей Герцля. Было предложено название Тель Авив – оно тоже связано с создателем сионизма  - так Нахум Соколов назвал свой перевод на иврит книги Герцля «Альтнойланд» (Старая новая страна) и оно приятно звучит на иврите."

Из воспоминаний Давида Смилянского. 1)

Имя Соколов носят улицы почти в каждом городе Израиля.  В Беэр Шеве именем Соколов названа вполне приличная улица, известна всем так, как на ней находится станция скорой помощи.

В энциклопедии читаем: Наху́м Со́колов — еврейский писатель, поэт и драматург, издатель, публицист. Пионер журналистики на иврите, многолетний сионистский лидер.

В моём районе улицы названы в честь людей так или иначе связанных с сионизмом. Также как и Эхад на Ам,  Шапира и Гордон, Нахум Соколов получил традиционное религиозное образование и лишь самые зачатки светского. Всё последующее – плод самообразования. К 21-му году Соколов обладал эрудицией в области Галахи на уровне раввинского авторитета, а образованностью в области литературы, искусства, истории — европейского интеллигента с дипломом университета. Такое сочетание вместе с владением основными европейскими языками (он знал не менее 12 языков) обеспечило ему важные преимущества во всей его журналистской и общественной карьере. Правда от заботы о хлебе насущном, по крайней мере в молодые годы, он был избавлен – в 17 лет женился на состоятельной девушке и жил в доме тестя.

Соколов сотрудничал в нескольких газетах на идиш и на иврите, писал стихи, эссе и пьесы. Основным направлением его деятельности была просветительская работа на иврите. Он старался доказать, что на языке иврит можно писать и научные, и философские работы, и литературные произведения.  Соколов не ограничивался одной публицистикой. Совершая уже тогда поездки в страны Европы и Северной Америки, он публиковал путевые заметки, в которых знакомил читателей с природой, древностями, музеями этих стран, жизнью их еврейских общин, вкладом евреев в их культуру. 

Соколов, лично порвавший с религией, прилагал немалые усилия (в частности, в публикациях на немецком, английском, польском, русском и других языках), чтобы возродить в среде светски образованных соплеменников интерес к еврейскому религиозному наследию и традициям именно как национальным ценностям. Важным вкладом в возрождение иврита и превращение его в язык современного культурного творчества стал задуманный Соколовым литературный ежегодник «Ха-Асиф» («Жатва»), в шести томах которого (1885–94) участвовали лучшие культурные ивритоязычные силы того времени и публиковались многие произведения самого Соколова.

Вначале Соколов весьма недоверчиво относился к работе Т. Герцля. На первый сионистский съезд он отправился как представитель прессы, а вернулся пламенным сионистом. С этих пор он становится правой рукой Теодора Герцля.

Начиная с 1905 года Соколов вёл дипломатическую и политическую работу во Всемирной сионистской организации. Вот когда особенно пригодились знания 12 языков! Он встречался со многими видными политическими деятелями, руководителями государств, министрами и, конечно, с еврейскими общинами в разных странах.

Первая и долго державшаяся в секрете встреча такого рода была у него ещё в 1905 г. с тогдашним российским премьер-министром С. Витте. В 1905 г. Соколов совершил поездку в Турцию, где установил первые контакты с политическими кругами, которые впоследствии, после революции младотурок (1908), приобрели влияние.  В 1913 г. Соколов посетил США и Канаду, где его восторженно встречали десятки тысяч евреев Нью-Йорка и других городов. В Вашингтоне его принял государственный секретарь У. Дж. Брайан. Незадолго до начала Первой мировой войны Соколов посетил также Эрец-Исраэль. В годы Первой мировой войны Соколов вместе с Х. Вейцманом и Ахад-ха-‘Амом вёл сложные и напряженные политические переговоры, добиваясь от Великобритании публичного обязательства признать в послевоенном устройстве мира законность национальных притязаний евреев на Эрец-Исраэль. Именно он возглавлял в Лондоне сионистскую комиссию, которая работала над максимально благоприятными для евреев формулировками будущей Декларации Бальфура. В марте 1917 г. Соколов посетил Париж и Рим (здесь он был принят также папой Бенедиктом XV) с целью убедить правительства Франции и Италии не противодействовать готовящемуся документу и сыграл роль в преодолении подчас упорного сопротивления принятию Декларации Бальфура со стороны влиятельных во Франции и Англии антисионистски настроенных еврейских кругов. В эти и последующие годы Соколов продолжал тесно сотрудничать с Х. Вейцманом. В 1920-х гг., а также в первой половине 1930-х гг., когда Соколов был президентом Всемирной сионистской организации и Еврейского агентства, он, несмотря на преклонный возраст, оставался столь же энергичным и неутомимым. В этот период он по-прежнему посещал десятки стран (в том числе Эрец-Исраэль, где Соколов, в частности, присутствовал в 1925 г. на официальной церемонии открытия Еврейского университета в Иерусалиме). Соколов встречался с высшими государственными и политическими руководителями различных стран (например, в 1927 г. — с королём Италии и Б. Муссолини, заявившим Соколову о своём сочувствии сионистским целям), с лидерами еврейских общин, выступал на бесчисленных собраниях и митингах.

По поводу сочувствия Муссолини я нашла примечательную статью З. Жаботинского. В ней упоминается и Соколов и вот в какой связи:

«Часто мне тогда вспоминался анекдот, который я слышал от Н. О. Соколова ещё задолго до войны. В 1901 году, после Лондонского (IV-го) конгресса, он поселился на отдых в швейцарском курорте. Там познакомился он с каким-то шотландским лордом и, между прочим, рассказал ему, что был на сионистском конгрессе.

— Oh, yes, — сказал лорд, — сионизм, очень интересно. Если не ошибаюсь, младший брат мой тоже принадлежит к этому движению, или, во всяком случае, к чему-то очень близкому...

Соколов изумился: лорд был завзятый католик, брат его, очевидно, тоже. В чем дело? Он стал расспрашивать и выяснил, что брат лорда — вегетарианец. Для посторонних, в 1901 году, это было "то же самое" движение, или "нечто весьма близкое".» 4)

Казалось бы, труды Соколова-журналиста привязаны к своему времени. Тем не менее некоторые его работы актуальны, их читают и изучают сегодня. Вот цитата из письма Биньямина Нетаньяху Доктору Лайтману 3)

«Традиционный антисемитизм с его искажением иудаизма привёл к кровопролитию в средние века и оказал влияние на расовую теорию, приведшую к Катастрофе. Нахум Соколов, один из отцов сионизма, назвал это «вечной ненавистью к вечному народу». Соколов и многие другие верили, что ненависть к евреям закончится, когда мы создадим независимое государство, но они ошибались.»

Да, к сожалению ошибались. Но заслуга первых сионистов в создании Израиля велика. И мы, благодарные потомки, выражаем её в названиях улиц.

И в заключение мне хочется привести ещё одну цитату:

Едва ли основной чертой Соколова, как свидетельствует Х.Вейцман, была терпимость к своим политическим оппонентам: «Мир не рухнет, - говаривал он, - если вы чуточку уступите; зато жизнь станет чуть более сносной.» 5)

Как жаль, что нынешние политические деятели начисто лишены такого свойства характера.

1) Авраам Яари. Страна Израиля в письмах и воспоминаниях , том 2й. Перевод с иврита Г.Майзель. Издательство Мосты Культуры 2018,

2) https://eleven.co.il/zionism/precursors-emergence/13884/ 

3)https://antisemitizm.com/paper/pismo-premer-ministra-izrailja-binjamina-netanijagu/

4) https://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/slovo3.html

5) Алекс Резников. Иерусалим: Улицы в лицах. Издательство LIRA, Иерусалим, 1999


No comments:

Post a Comment

Лобио

  Мы с Лёшей дружим с семи лет. С далёкого 1959-го года, когда наши семьи переехали в новый дом, кооператив «Советский медик». Я довольно до...